Сергей Александрович Есенин 03.10.1895 - 28.12.1925
Все о сенине на сайте http://esenin.niv.ru/
Сергей Есенин родился 21 сентября (4 октября) 1895 в селе Константиново
Рязанской губернии в семье крестьянина Александра Есенина. Мать
будущего поэта, Татьяна Титова, была выдана замуж помимо своей воли, и вскоре
вместе с трехлетним сыном ушла к родителям. Затем она отправилась на заработки
в Рязань, а Есенин остался на попечении бабушки и дедушки (Федора Титова),
знатока церковных книг. Бабушка Есенина знала множество песен, сказок и
частушек, и, по признанию самого поэта, именно она давала "толчки" к
написанию им первых стихов. В 1904 Есенина отдают на обучение в Константиновское земское училище, а
затем - в церковно-учительскую школу в городке Спас-Клепики. В 1910-1912 Есенин довольно много пишет, и среди стихов этих лет уже
встречаются вполне сложившиеся, совершенные. Первый сборник Есенина Радуница
вышел в 1916. Песенный склад стихов, вошедших в книгу, их бесхитростно-искренние
интонации, мелодика, отсылающая к народным песням и частушкам, - свидетельство
того, что пуповина, связывающая поэта с деревенским миром детства, была еще
весьма прочна в период их написания. Само название книги Радуница нередко связывают с песенным складом стихов
Есенина. С одной стороны, Радуница - это день поминовения усопших; с другой - это
слово ассоциируется с циклом весенних народных песен, которые издавна
назывались радовицкими или радоницкими веснянками. По сути одно и не противоречит
другому, во всяком случае в стихах Есенина, отличительная черта которых -
потаенная грусть и щемящая жалость ко всему живому, прекрасному, обреченному на
исчезновение: Будь же ты вовек благословенно, что пришло процвесть и умереть...
Поэтический язык уже в ранних стихах поэта своеобразен и тонок, метафоры
порой неожиданно-выразительны, а человек (автор) чувствует, воспринимает
природу живой, одухотворенной (Там, где капустные грядки.., Подражание песне,
Выткался на озере алый свет зари..., Дымом половодье зализало ил.., Хороша была
Танюша, краше не было в селе...). После окончания Спасо-Клепиковского училища в 1912
Есенин вместе с отцом приезжают в Москву на заработки. В марте 1913 Есенин
вновь отправляется в Москву. Здесь он устраивается помощником корректора в
типографию И.Д.Сытина. Анна Изряднова, первая жена поэта, так описывает Есенина
тех лет: "Настроение было у него упадочное - он поэт, никто не хочет этого
понять, редакции не принимают в печать, отец журит, что занимается не делом, надо
работать: Слыл за передового, посещал собрания, распространял нелегальную
литературу. На книги набрасывался, все свободное время читал, все свое
жалованье тратил на книги, журналы, нисколько не думал, как жить...". В
декабре 1914 Есенин бросает работу и, по словам той же Изрядновой,
"отдается весь стихам. Пишет целыми днями. В январе печатаются его стихи в
газете "Новь", "Парус", "Заря"..." Упоминание Изрядновой о распространении нелегальной литературы связано с
участием Есенина в литературно-музыкальном кружке крестьянского поэта
И.Сурикова - собрании весьма пестром, как в эстетическом, так и в политическом
отношениях (его членами состояли и эсеры, и меньшевики, и большевистски
настроенные рабочие). Ходит поэт и на занятия народного университета
Шанявского - первого в стране учебного заведения, которое можно было бесплатно
посещать вольнослушателям. Там Есенин получает основы гуманитарного образования
- слушает лекции о западноевропейской литературе, о русских писателях. Тем временем стих Есенина становится все увереннее, самобытнее, порою его
начинают занимать и гражданские мотивы (Кузнец, Бельгия и др.). А поэмы тех
лет - Марфа Посадница, Ус, Песнь об Евпатии Коловрате - одновременно и
стилизация под древнюю речь, и обращение к истокам патриархальной мудрости, в
которой Есенин видел и источник образной музыкальности русского языка, и тайну
"естественности человеческих отношений". Тема же обреченной
скоротечности бытия начинает звучать в стихах Есенина той поры в полный голос:
...Все встречаю, все приемлю, / Рад и счастлив душу вынуть. / Я пришел на эту
землю, / Чтоб скорей ее покинуть. (1914). Известно, что в 1916 в Царском Селе Есенин посетил
Н.Гумилева и А.Ахматову и прочел им это стихотворение, которое поразило Анну
Андреевну своим пророческим характером. И она не ошиблась - жизнь Есенина
действительно оказалась и скоротечной, и трагичной... Тем временем Москва кажется Есенину тесной, по его
мнению, все основные события литературной жизни происходят в Петербурге, и
весной 1915 поэт решает перебраться туда. В Петербурге Есенин посетил А.Блока. Не застав того дома, он оставил ему
записку и стихи, завязанные в деревенский платок. Записка
сохранилась с пометкой Блока: "Стихи свежие, чистые, голосистые...".
Так благодаря участию Блока и поэта С.Городецкого Есенин стал вхож во все самые
престижные литературные салоны и гостиные, где очень скоро стал желанным
гостем. Стихи его говорили сами за себя - их особая простота в совокупности с
"прожигающими" душу образами, трогательная непосредственность
"деревенского паренька", а также обилие словечек из диалекта и
древнерусского языка оказывали на многих вершителей литературной моды
завораживающее действие. Одни видели в Есенине простого юношу из деревни, по
мановению судьбы наделенного недюжинным поэтическим даром. Другие - например,
Мережковский и Гиппиус, готовы были его считать носителем спасительного, по их
мнению, для России мистического народного православия, человека из древнего
затонувшего "Града Китежа", всячески подчеркивая и культивируя в его
стихах религиозные мотивы (Иисус-младенец.., Алый мрак в небесной черни.., Тучи
с ожереба / Ржут, как сто кобыл...). (Иисус-младенец.., Алый мрак в небесной черни.., Тучи
с ожереба / Ржут, как сто кобыл...). В конце 1915 - начале 1917 годов стихи Есенина появляются на страницах
многих столичных изданий. Довольно близко сходится в это время поэт и с
Н.Клюевым, выходцем из крестьян-старообрядцев. Вместе с ним Есенин выступает в
салонах под гармошку, одетый в сафьянные сапожки, голубую шелковую рубашку,
препоясанную золотым шнурком. Роднило двух поэтов действительно многое - тоска
по патриархальному деревенскому укладу, увлечение фольклором, древностью. Но
при этом Клюев всегда сознательно отгораживался от современного мира, а
мятущегося, устремленного в будущее Есенина раздражали наигранное смирение и
нарочито-нравоучительная елейность своего "друга-врага". Неслучайно
несколько лет спустя Есенин советовал в письме одному поэту: "Брось ты
петь эту стилизационную клюевскую Русь: Жизнь, настоящая жизнь Руси куда лучше
застывшего рисунка старообрядчества...". И эта "настоящая жизнь Руси" несла Есенина и его попутчиков на
"корабле современности" все дальше. В разгаре
Первая мировая война, по Петербургу расползаются тревожные слухи, на фронте
гибнут люди: Есенин служит санитаром в Царскосельском военно-санитарном
госпитале, читает свои стихи перед великой княгиней Елизаветой Федоровной,
перед императрицей. Чем вызывает нарекания со стороны своих петербургских
литературных покровителей. В том "глухом чаду
пожара", о котором писала А.Ахматова, все ценности, как человеческие, так
и политические, оказались перемешаны, и "грядущий хам" (выражение
Д.Мережковского) возмущал не меньше, чем благоговение перед царствующими
особами... Сначала в бурных революционных событиях Есенин
прозревал надежду на скорые и глубокие преобразования всей прежней жизни.
Казалось, преображенные земля и небо взывали к стране и человеку, и Есенин
писал: О Русь, взмахни крылами, / Поставь иную крепь! / С иными временами /
Встает иная степь... (1917). Есенина переполняют надежды на построение нового,
крестьянского рая на земле, иной, справедливой жизни. Христианское
мировоззрение в это время переплетается в его стихах с богоборческими и
пантеистическими мотивами, с восхищенными возгласами в адрес новой власти (Небо
- как колокол, / Месяц - язык, / Мать моя - родина, / Я - большевик. Иорданская
голубица, 1918). Он пишет несколько небольших поэм: Преображение, Отчарь,
Октоих, Иония. Многие строки из них, звучавшие порою вызывающе-скандально, шокировали
современников: Языком вылижу на иконах я Лики мучеников и святых. Обещаю вам град Инонию, Где живет божество живых. Не менее знаменитыми стали строки из поэмы Преображение: Облаки лают, Ревет златозубая высь... Пою и взываю: Господи, отелись!
В эти же революционные годы, во времена разрухи, голода и террора
Есенин размышляет об истоках образного мышления, которые видит в фольклоре, в
древнерусском искусстве, в "узловой завязи природы с сущностью
человека", в народном творчестве. Эти мысли он излагает в статье Ключи
Марии, в которой высказывает надежду на воскрешение тайных знаков древней
жизни, на восстановление гармонии между человеком и природой, при этом
полагаясь все на тот же деревенский уклад: "Единственным расточительным и
неряшливым, но все же хранителем этой тайны была полуразбитая отхожим промыслом
и заводами деревня". Очень скоро Есенин понимает, что большевики - вовсе не те, за кого хотели
бы себя выдавать. По словам С.Маковского, искусствоведа и издателя,
Есенин "понял, вернее, почуял своим крестьянским сердцем, жалостью своей:
что произошла не "великая бескровная", а началось время темное и
беспощадное...". И вот настроение приподнятости и надежд сменяется у
Есенина растерянностью, недоумением перед происходящим. Крестьянский быт
разрушается, голод и разруха шествуют по стране, а на смену завсегдатаям бывших
литературных салонов, многие из которых уже эмигрировали, приходит весьма
разношерстная литературная и окололитературная публика. В 1919 Есенин оказывается одним из организаторов и
лидеров новой литературной группы - имажинистов. Их лозунги, казалось бы,
совершенно чужды поэзии Есенина, его взглядам на природу поэтического
творчества. Чего стоят, например, слова из Декларации имажинизма:
"Искусство, построенное на содержании... должно было погибнуть от истерики".
В имажинизме Есенина привлекало пристальное внимание к художественному образу,
немалую роль в его участии в группе играла и общая бытовая неустроенность,
попытки сообща делить тяготы революционного времени. Тягостное чувство раздвоенности, невозможность жить и творить, будучи
оторванным от народных крестьянских корней вкупе с разочарованием обрести
"новый град - Инонию" придают лирике Есенина трагические настроения. Листья в его
стихах шепчут уже "по-осеннему", свистят по всей стране, как Осень,
Шарлатан, убийца и злодей и прозревшие вежды Закрывает одна лишь смерть... Я последний поэт деревни - пишет Есенин в
стихотворении (1920), посвященному своему другу писателю Мариенгофу. Есенин
видел, что прежний деревенский быт уходит в небытие, ему казалось, что на смену
живому, природному приходит механизированная, мертвая жизнь. В одном из писем
1920 он признавался: "Мне очень грустно сейчас, что история переживает
тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот
социализм, о котором я думал... Тесно в нем живому, тесно строящему мост в мир
невидимый, ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущих поколений".
В то же время Есенин работает над поэмами Пугачев и Номах. Фигурой
Пугачева он интересовался уже несколько лет, собирал материалы, мечтал о
театральной постановке. Фамилия же Номах образована от имени Махно -
руководителя Повстанческой армии в годы Гражданской войны. Оба образа роднит
мотив бунтарства, мятежного духа, свойственный фольклорным
разбойникам-правдоискателям. В поэмах явственно звучит протест против
современной Есенину действительности, в которой он не видел и намека на
справедливость. Так "страна негодяев" для Номаха - и тот край, в
котором он живет, и вообще любое государство, где ...если преступно здесь быть
бандитом, / То не более преступно, чем быть королем... Осенью 1921 в Москву приехала знаменитая танцовщица Айседора Дункан, с которой
вскоре Есенин сочетался браком. Супруги отправляются за границу, в Европу, затем в
США. Поначалу европейские впечатления наводят Есенина на мысль о том, что он
"разлюбил нищую Россию, но очень скоро и Запад, и индустриальная Америка
начинают казаться ему царством мещанства и скуки. В это время Есенин уже сильно
пьет, часто впадая в буйство, и в его стихах все чаще звучат мотивы
беспросветного одиночества, пьяного разгула, хулиганства и загубленной жизни,
отчасти роднящие некоторые его стихи с жанром городского романса. Недаром еще в
Берлине Есенин пишет свои первые стихи из цикла Москва кабацкая: Снова пьют
здесь, дерутся и плачут / Под гармоники желтую грусть... Брак с Дункан вскоре распался, и Есенин вновь оказался в Москве, не находя
себе места в новой большевистской России. По свидетельству современников, когда
он впадал в запои, то мог страшно "крыть" советскую власть. Но его не
трогали и, продержав некоторое время в милиции, вскоре отпускали - к тому
времени Есенин был знаменит в обществе как народный, "крестьянский"
поэт. Несмотря на тяжелое физическое и моральное состояние, Есенин продолжает
писать - еще трагичнее, еще глубже, еще совершенней. Среди лучших
стихов его последних лет - Письмо к женщине, Персидские мотивы, небольшие поэмы
Русь уходящая, Русь бесприютная, Возвращение на Родину, Письмо матери (Ты жива
еще, моя старушка?..), Мы теперь уходим понемногу в ту страну, где тишь и
благодать... И, наконец, стихотворение Отговорила роща золотая, в котором сочетаются и
истинно народная песенная стихия, и мастерство зрелого, много пережившего
поэта, и щемящая, чистая простота, за которую его так любили люди, вовсе
далекие от "изящной словесности: Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире
странник - Пройдет, зайдет и вновь оставит
дом. О всех ушедших грезит
коноплянник С широким месяцем над голубым
прудом... В конце декабря 1925 Есенин приезжает из Москвы в Ленинград. В ночь на 28
декабря в гостинице "Англетер" Сергея Есенина убили спецслужбы
инсценировав самоубийство. Посмертная судьба произведений Есенина в советской России во многом связана
с большевистской идеологией и ее вождями. Особенно
заметную роль в унижении и практически запрещении произведений поэта сыграли
Злые заметки Н.Бухарина, где он, в частности, писал: "Идейно Есенин
представляет самые отрицательные черты русской деревни, так называемого
"национального характера": мордобой, внутреннюю величайшую
недисциплинированность, обожествление самых отсталых форм общественной
жизни...". Так вплоть до периода "оттепели" середины
50-х годов Есенина издавали крайне редко и в основном одно и то же. Зато многие
его произведения распространялись в списках, ходили по рукам, на стихи Есенина
создавали песни, которые были горячо любимы и хорошо известны в самых широких
слоях общества.
|